Delphi programming blog
Источник: http://teran.karelia.pro/articles/item_6065.html
 

Выход Delphi XE5 и поддержка Android

Опубликовано 13.09.2013 г. 13:13

Давно не писал статей в блоге, и вот, казалось бы, появился отличный повод для новых - выход новой версии Delphi - XE5. Конечно, самым главным новшеством данной версии стала долгожданная (по крайней мере для меня) поддержка Andorid. Не то чтобы я очень жаждал программировать приложения для этой ОС, но тем не менее у огромного колчества людей в доме есть Android устройства, и я тут не исключение.

Но обо все по-порядку. Страница "Whats new in Delphi XE5" рассказывает нам о некоторых новинках в интерфейсе и функционале.

  • Привычное всем окно IDE Insight было заменено на поисковую строку в выпадающим окном результатов. Тут, честное слово, мне без разницы как оно выглядит, главное вызывается все той же кнопкой F6. Основное мое действие от этого окна - добавление новых элементов на форму. F6 - TButton - Enter, окно это или выпадающий список, мне без разницы. Вживую еще не видел, но если стало удобнее, то хорошо.
  • Также описываются минимальные обновления для типов данных TPointF, TVector и т.п. Здесь добавлен новый функционал.
  • Новый слой доступа к данным FireDAC (AnyDAC). Компоненты под ранее используемым брендом я не использовал,  но судя по страницам wiki,  они очень функциональны. Не смотря на название, работают они не только в приложениях FireMonkey, но и в VCL.
  • Новая клиентская библиотка для доступа REST сервисам. Выглядит многообещающе и удобно в использовании.
  • Обновления справочной системы. Этот пункт пишут всегда, и писать еще будут долго по-моему (: Столько лет справочная система была в полнейшем унынии, что теперь еще столько же надо приводить ее к нормальному уровню.
  • Остальные новшества касаются введенной поддержки Android и доработок для iOS

Feature Matrix можно посмотреть здесь.

Но, теперь вернемся к тому с чего начали, а именно поддержке Android в Delphi XE5. Конечно же  куда уж нам без ложки дегтя в бочке меда. Честно сказать, я очень надеялся на качественную поддержку разработки под Android. В моем пользовании находится смартфон HTC Desire S, и планшет Asus Transformer Pad TF300T. У меня даже уже возникла идея написания приложения, в основном ориентированного на планшеты. Beta-версию продукта я себе не устанавливал, и не пробовал что-либо создавать. Сегодня появились ссылки на первые приложения в GooglePlay, созданные с помощью Delphi. Выглядит страшненько,  но это не самое важное. Данное приложение совместимо только с моим телефоном. Копнув чуть далее, выясняется, что планшеты на базе процессора Tegra2 не поддерживаются. А то что вся линейка Android 3.x не поддерживается я замечал еще и раньше. (upd: далее текст изменен относительно первой редакции).  Имея в доме достаточно современный планшет на базе неплохого процессора Tegra 2, я не могу сделать с помощью Delphi полным счетом ничего.  Здесь в комментариях пишут, что и с Nexus 7 тоже несовместимо, что странно, ибо Nexus 7 основнм на Tegra 3 с поддержкой NEON. Embarcadero славно потрудились разработав компилятор Android, проделали огромную работу над расширением FireMonkey. Но вместе с этим без подержки оказывается целый ряд устройств, которые в свое время в 2011-2012 годах были топовыми устройствами.

Самое большое новшество этой версии с первого взгляда выглядит бесполезным, по крайней мере для меня, не интересно разрабатывать прилоежения под телефон, когда есть планшет (:. Посмотрим, может что-нибудь и изменится. Не поймите неправильно, я не говорю, что вообще Delphi XE5 для Andorid плох.  Я лишь говорю, что из всех своих устройств я могу разрабывать приложения только для смартфона. Так что получается грустная история. Пока что. Но будем с оптимизмом смотреть в будущее. Хотя честно сказать врядли эти устройства (Tegra2 и Android 3) будут в дальнешем поддерживаться. Таки сам Android бурно развивается и Terga2 уже имеет приемников в лице Tegra 3 и вскоре Tegra 4.

upd: по мере изучения сути вопроса, оказывается что устройств с Android 3 очень мало. В центре разработчиков Android есть данные по используемым устройствам, судя по этим данным Android 3.2 используют 0.1% пользователей. Так что Delphi XE5 покрывает 97.5% устройств по версиям ОС. Однако остается вопрос с аппаратной поддержкой. Тут собственно вопрос в том, что компилятор генерирует нативный код, который требует поддержки определенных инструкций, в отличие от java кода, который выполняется на виртуальной машине.

Version Codename Distribution
2.2 Froyo >2.4%
2.3.3 -
2.3.7
Gingerbread >30.7%
3.2 Honeycomb >0.1%
4.0.3 -
4.0.4
Ice Cream Sandwich >21.7%
4.1.x Jelly Bean >36.6%
4.2.x >8.5%

Метки:  Android 

Комментарии

Kazantsev Alexey
14.09.2013 в 21:37
Я три раза на страничку заходил, интересно было, как скоро тебя попросят привести текст к идеологически верной форме :) За все в этом мире нужно платить, верно? Жаль только, что, порою, свободой выражения собственных мыслей.
teran
14.09.2013 в 22:13
:) вы ошибаетесь :) меня не просили изменять текст :) я просто налажал про телефон свой, написав что он обновлен до андройда 3.х, оказалось это версия оболочки HTC Sense 3.0 там была, а андройд 2.3.5. Поэтому данную часть пришлось удалить.
Далее я выяснил что 3й андройд вобще судя по таблице занимает менее 1% пользователей. Так что тут я тоже поспешил с выводами.

Что касается tegra 1 и 2, то тут все не очень хорошо. тут моя точка зрения особо не поменялась. я все еще в печали. но как оказывается это уже не совсем и новая система, таки появилась она на рынке в 2011-м. счас уже готовится tegra-4. Но это меня не особо радует. Все те же планшеты на tegra-2 продаются до сих пор и стоят не маленьких таки денег, мой tf300 сейчас в магазинах порядка 15к рублей стоит. И планшетов подобных много.

в общем я до сих пор опечален что не попрограммирую под свой же планшет.
Kazantsev Alexey
14.09.2013 в 23:47
Я был бы рад ошибиться в данном случае, но что-то мне подсказывает, что это не так ;). Как бы там нибыло, кэш гугла все помнит :)
teran
15.09.2013 в 00:44
не знаю, откуда у вас убеждения о том, что кого то просят менять тексты, ко мне с такими просьбами никогда не обращались.
Когда появился FireMonkey в хе2, то я написал, что редактор стилей это неюзабельный пиздец, никто вроде не обиделся, так и досих пор считаю (: и статьи не менялись (: в хе4 ситуация тогда вроде поменялась к лучшему, но энтузиазм мой тогда поостыл по поводу FMX, и больше я эту платформу особо не ковырял.
Kazantsev Alexey
15.09.2013 в 01:42
У меня не убеждения, у меня догадки. Просто эмоциональная окраска поста разительно изменилась, при том, что обстоятельства, судя по описанному тобой, не изменились совсем. Отвечая на мой комментарий ты говоришь, будто налажал про телефон написав, что он у тебя обновлен до 3.x. Но в первоначальном варианте (http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:http://teran.karelia.pro/articles/item_6065.html) ты дважды написал, что телефон не обновлен и даже пояснил почему. Опять же поясняешь, что оказывается третья версия совсем не популярна, хотя в первоначальном варианте говоришь, что проблема даже не в програмной поддержке, а в аппаратной, что действительно имеет место быть. Тут хочешь - не хочешь, а засомневаешься :)
teran
15.09.2013 в 20:48
не ищите заговоры повсюду (:
окраска изменилась, не спорю, с програаммной точки зрения покрытие по версиям ОС - 97%, это много. когда писал поста, даже не представлял что доля андройда 3.х настолько мала, я честно сказать изначально думал их процентов, ну 20, к примеру. и такой процент конечно будет сильно влиять на коммерческую составляющую при выборе инструментов разработки для последующей продажи (про это тоже упоминалось в контексте 700 баксов против 1000), но судя по процентам популярности это было бы 990 вместо 1000.
а про аппаратную часть устройств текст вроде и не поменялся ведь? нет поддержки tegra-1-2. плохо. на них по мне дак еще процентов 10 устройств будет из планшетов, если не больше. и вот это реально плохо. Хотя тут я тоже не уверен, статистику по использованию этих чипов не нашел. видел что используются в достаточно вроде известных моделях от разных производителей, но какова их доля от общего числа хз.
критика должна быть обоснована, первая версия поста была эмоциональна, но не обоснована. Исправленная, учитывала очень малую долю андройда 3.х, и отсутствие знаний по доле чипсетов tegra-1-2.
Kazantsev Alexey
15.09.2013 в 22:38
Ну какие заговоры... Известно, что по соглашению MVP не могут критиковать Embarcadero или их продукты (это слова одного из MVP). Хотя, я полагаю, что определенная критика, все-же, допускается и степень допустимости определяется "по месту" (типа, если поругал и тут же похвалил, то нормально) :) Но называть только вышедший продукт долгожданным разочарованием, определенно, нельзя :)
teran
15.09.2013 в 23:38
ну хз, не стеснялся никогда в выражениях, никто внимания не обращал (:
в общем, резюмирую. точка зрения у людей по мере поступления новой информации может меняться самостоятельно, без воздействия внешних факторов.
teran
15.09.2013 в 00:31
хотя вобще нет, интерес к Fmx я потерял не от редактора стилей, а после того, как после апдейта к хе2, у меня стала жутко тупить анимация. ну наводишь на текст с эффектом свечения, а чуть ли не слайд-шоу начинается. в первом релизе такого не было, но потом даже после выхода хе3 проблема никуда не исчезла. так что я забил.
Всеволод Леонов
16.09.2013 в 12:13
@teran

У меня "Nexus 7 2013", у Александра Божко "Nexus 7 2012". Проблем создать приложение/запустить демо из Delphi нет.

@Kazantsev Alexey

>>Известно, что по соглашению MVP не могут критиковать Embarcadero или их продукты (это слова одного из MVP).

Конкретно кто? Или Вы дошли до того, что питаетесь слухами или выдумываете их?

Можно, кстати, устроить очную ставку с teran. :)

Я вообще что-нибудь когда-нибудь просил/настаивал/требовал?
MVP-статус в России - признание заслуг конкретного специалиста в плане популяризации продуктов Embarcadero. Орден "Герой России" не означает, что человек не имеет права критиковать власть/политическую систему/отдельных гос. функционеров. У нас также.

Alexey - переходите, наконец, на светлую сторону. Станьте MVP, прочитайте соглашение, работайте в позитивном ключе!
teran
17.09.2013 в 01:17
да вообще то было что то такое в MVP соглашении ;) но это и остается только в "соглашении". на бумаге, чистая формальность.
Kazantsev Alexey
16.09.2013 в 14:36
Это не слухи, а вполне конкретные слова: http://members.adug.org.au/2012/08/29/xe3-pro-eula-changes-and-mvps/
Всеволод Леонов
16.09.2013 в 15:06
Это то, что называется "с чужих слов". В суде не принимается как доказательство.

Я за всех MVP не отвечаю. Только за наших, отечественных. Никогда никаких давлений или даже просьб к ним не исходило. Скорее, это вопрос совести. И здравого смысла в контексте видеть разницу между "критикантством" и объективным взглядом на вещи.

Если есть желание "покритиковать" вследствие непонимания политики Embarcadero - ну ды к я весь ваш. Спрашивайте - отвечаем.

Есть некие объективные механизмы развития рынка средств разработки. Я про них писал неоднократно. Если Вы их не видите или не хотите разобраться в модели работы Embarcadero, то тут ничем помочь нельзя.

Вот Вам - Алексей - конкретный вопрос. Что мотивирует Вас писать резко-критические статьи кроме как самопиар? Дайте мне повод уважать Вас - ответьте честно.
Kazantsev Alexey
16.09.2013 в 19:34
Я не пишу резко-критических статей, вы меня с кем-то путаете. Иногда, как правило после громких заявлений о новом уровне качества, я описываю результаты моих поисков этого самого качества. Кто-же виноват, что реальное положение дел вступает в резкое противоречие с меркетинговыми заявлениями?
Всеволод Леонов
16.09.2013 в 20:35
Да это всё понятно. Мир противоречив и нелинеен.
Так что у нас с мотивацией?

>>, как правило после громких заявлений о новом уровне качества

Дайте ссылку. Конкретно "о новом уровне качества".

И опять - какова Ваша мотивация? Согласитесь, она заслуживает отдельного изучения. Вот ни в чём не повинного автора данного блога упрекнули в сговоре с Embarcadero.

Алексей, мир - не справедлив. Не только по отношению к Вам. Не Embarcadero причина. Не Embarcadero следствие. Embarcadero - контекст, на котором проявляется Ваше отношение к миру. Но мир не хороший, мир не плохой. Вы - не хороший, Вы - не плохой. Леонов (функция, считайте что я - агент Смит) - не хороший. Леонов - не плохой. Embarcadero не хорошая. Embarcadero не плохая. Во всей этой сбалансированной нейтральности важно лишь то, как Вы себя спозиционировали.

Ради интереса - напишите что-нибудь позитивное про Delphi. Уверен, что с Вашими поисковыми/аналитическими/программистскими талантами у Вас это получится даже в Delphi. Потом посмотрите внутрь себя, на Ваши ощущения. Уверен, Вы почувствуете изменения не только внутри, но и снаружи.

И Вы заметите, что мир тоже будет изменяться. И компания. И человек-функция "леонов". И подтянутся другие люди. И появятся яркие мысли. И так Вы потихому придёте обретёте гармонию. С собой, с Delphi, с Embarcadero и со всем миром.

(если бы я в Вас не верил, я бы давно плюнул и эту чухню не писал бы)
Kazantsev Alexey
16.09.2013 в 21:30
>Так что у нас с мотивацией?

У нас все в порядке. Спасибо.

>Дайте ссылку. Конкретно "о новом уровне качества"

А ведь не зря говорят - не врите, потом сами не вспомните о чем врали :) Чтож, читайте самого себя: http://blogs.embarcadero.com/vsevolodleonov/2012/11/01/doublestop/

>Вот ни в чём не повинного автора данного блога упрекнули в сговоре с Embarcadero.

Андрею приношу свои извинения. Хотя, у меня было довольно веское основание так считать. Поясню. Как я уже сказал и дал ссылку, известно о соглашениях с MVP. Я на собственном опыте убедился, что вы (В. Леонов) трёте комментарии в своем блоге, которые вам не нравятся (конкретно - моё замечание относительно большого потребления памяти приложением написанным с использованием FireMonkey). На любую критику (не критиканство, нет) реагируете бурно, что неоднократно доказывали делом. Потому, прочитав первоначальный вариант статьи Андрея, я был уверен, что его попросят это поправить - уж больно негативным был окрас. Спустя некоторое время правки произошли. Дабы избежать подобных недоразумений, правки делают так: старый фрагмент заключают в тег [[s]] делая текcт зачеркнутым, и размещают новый вариант.

>Ради интереса - напишите что-нибудь позитивное про Delphi.

С радостью, но не раньше, чем появится повод радоваться.
teran
17.09.2013 в 01:17
мальчики не ссорьтесь (:

зы: я сначала и перечеркнул текст, но потом местами абзацы стал менять и порядок предложений, получилась ерунда. поэтому удалил старый вообще.
Всеволод Леонов
17.09.2013 в 11:36
>>(конкретно - моё замечание относительно большого потребления памяти приложением написанным с использованием FireMonkey).

Для этого есть
http://qc.embarcadero.com
Иначе это - немотивированная агрессия.

>>>Так что у нас с мотивацией?
>>У нас все в порядке. Спасибо.

О-да. Везде оставить "пахучие метки".

//----------------------
@teran

>>мальчики не ссорьтесь (:

Ну как же! Да и с тобой буду.
Знаешь, "сам не пробовал, не знаю, что бы сделать, но в целом - не доволен".

Пишут тебе ПУБЛИЧНО во избежании... ну это - преступного сговора между MVP и Embarcadero.
teran
17.09.2013 в 12:13
я там вроде весьма определенно написал свою позицию по вопросу - в предпоследнем абзаце целиком.
Да не пробовал, но и пробовать мне особо не на чем. Хотел бы на планшете но он не поддерживается, к сожалению. Поэтому и не доволен.

Кстати, какова доля устройств без поддержки NEON?
Kazantsev Alexey
17.09.2013 в 15:59
>Иначе это - немотивированная агрессия.

Это замечание - "Что-то многовато памяти кушает такое простое приложение" - немотивированная агрессия? Вам нужно с мировосприятием что-то делать. Ну, там, посмотрите внутрь себя, что-ли...
Всеволод Леонов
17.09.2013 в 19:43
@teran

http://opensignal.com/reports/fragmentation-2013/

@Kazantsev Alexey

>>Это замечание - "Что-то многовато памяти кушает такое простое приложение"

Желаю, чтобы Вам Ваши пользователи так же сообщали о проблемах.

- Что-то компьютер глючит в последнее время...
- Что-то программа стала медленно работать...
- Что-то кнопки стали нажиматься с трудом...
- Что-то наши программисты халявно работают...
- Что-то пора как-то с IT разобраться... дармоеды...
Kazantsev Alexey
17.09.2013 в 21:06
Я, как раз, приводил конкретную цифру потребления (если мне память не изменяет - 140Mb). Более того, это было, всего лишь, первое впечатление о работе приложения, а не баг-репорт. Можно было честно ответить, что это де молодая платформа проходящая процесс становления - всё поправим. Нафига нужно было в бутылку лезть...
- Имя
- e-mail*
- Сайт
вы можете использовать теги [i],[b],[code],[quote]
Дополнительно